Р. Р. Агишев, Л. П. Капаева. Проблемы формирования системы комплексных показателей социально-экономического развития муниципальных образований
Р. Р. АГИШЕВ, Л. П. КАПАЕВА
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
АГИШЕВ Руслан Ряфатевич, старший научный сотрудник отдела мониторинга территориального управления Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия, кандидат исторических наук.
КАПАЕВА Людмила Петровна, ведущий научный сотрудник отдела мониторинга территориального управления Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия, кандидат социологических наук.
Ключевые слова: муниципальное образование; показатели социально-экономического развития; мониторинг; индикатор; модельные формы предоставления информации; макроэкономическая стабильность; муниципальная статистика
Key words: municipal entity establishment; indices of social and economic development; monitoring; indicator; pattern forms of information assignment; macroeconomic stability; municipal statistics
Реформа местного самоуправления, направленная на формирование в России собственной финансовой базы муниципалитетов, не может быть успешной без научного изучения статистики и соответствующего методологического обеспечения. Методология статистического анализа представляет собой совокупность методов исследования статистических данных, среди которых особое место занимают методы обобщающих статистических показателей, измерения динамики и прогнозирования, вероятностно-статистическое моделирование и др. Их применение в анализе социально-экономического развития муниципальных образований (МО) требует соответствующей информационной базы, основой которой является муниципальная статистика. Это совокупность статистических данных, характеризующих состояние экономической и социальной сфер МО и направленных на обеспечение населения и органов местной власти объективной и разносторонней информацией.
К основным задачам муниципальной статистики относятся фиксация происходящих на муниципальной территории социально-экономических явлений в их взаимосвязи, обобщение и прогнозирование тенденций их развития; обеспечение муниципальных органов управления оперативной информацией для осуществления управления муниципальной территорией, муниципальным хозяйством, распоряжения имуществом и объектами муниципальной собственности, формирования и исполнения местного бюджета; обеспечение статистической информацией процедуры разработки муниципальных программ; осуществление наблюдения за ходом выполнения муниципальных программ.
Современное состояние муниципальной статистики не удовлетворяет возрастающей в ней потребности в количественном и качественном отношениях. В настоящее время актуальной является разработка модельных (комплексных) форм предоставления информации, которая позволила бы осуществлять:
1) предварительный анализ ситуации в МО. Круг проблем муниципалитета с большей или меньшей степенью глубины описывается набором формализованных показателей. Их анализ в динамике, сравнение с аналогичными показателями в других МО или с определенными нормативными значениями позволяют выявить проблемные сферы и потенциальные «полюса роста»;
2) оценить ожидаемый эффект реализации предлагаемых в программах муниципального развития мероприятий. Постоянно расширяемый массив информации позволяет в ряде случаев
рассчитывать ожидаемый эффект на основе сопоставления с другими МО, где аналогичные меры уже реализованы;
3) осуществлять мониторинг выполнения принятых программ развития МО. Периодические информационные «срезы» ситуации в МО используются для оценки выполняемых мер, предусмотренных в программе, а также их эффективности. Таким образом, создается основа «обратной связи» в муниципальном управлении, необходимой коррекции средне- и долгосрочного планирования, уточнения текущих планов.
При создании модельных форм предоставления информации, в частности, системы показателей социально-экономического положения МО, необходимо руководствоваться рядом принципов:
1) комплексный характер системы показателей. С учетом того, что МО рассматривается как единая система, показатели должны отражать ситуацию во всех сферах его экономики и социальной среды, находящихся в прямом (муниципальный сектор) и косвенном управлении муниципальных властей (независимые предприятия и организации);
2) полнота охвата в сочетании с относительной простотой системы показателей. При разработке системы показателей следует отражать широкий спектр экономических и социальных процессов, происходящих в МО. В идеале качественная характеристика этих процессов требует сбора и обработки больших объемов информационных ресурсов, значительных сил и средств на их обработку. Однако принятие решений по тем или иным вопросам часто осуществляется в условиях неполноты информации, недостатка времени на детальное информационное обеспечение, необходимости экономии средств и других ограничивающих факторов;
3) возможность насыщения системы достоверной информацией и сопоставимость показателей во времени и пространстве. Система показателей должна быть реалистичной, т. е. включать показатели, которые могут быть насыщены реальной информацией, причем на постоянной основе;
4) возможность расширения пространственных и временных границ. На начальном этапе существования системы в основном отслеживается ситуация в городах, однако система должна ориентироваться на работу с МО различного статуса;
5) открытость системы показателей для пользователей. Прозрачность социально-экономических процессов в мере становится одним из решающих условий привлечения инвесторов, а также эффективного использования муниципальных ресурсов. Открытие информации о МО — это существенный элемент городской маркетинговой программы, оно вполне отвечает принципу «лучше наличие отрицательной информации о МО, чем ее полное отсутствие»;
6) однозначная интерпретация показателей. Этот критерий является существенным условием сопоставимости показателей. Определение показателей и способы их расчета должны быть основаны на единой методологии.
Работа по созданию системы показателей муниципальной статистики, удовлетворяющих этим факторам, велась с середины 90-х гг. ХХ в. Ее итогом стала система индикаторов, предложенных главам местных администраций для подготовки итоговых докладов о достигнутых показателях для оценки эффективности деятельности органов власти муниципалитетов за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период1.
Индикаторы муниципальной статистики обладают рядом особенностей. Это тесная связь с результативностью деятельности местных властей, от которой зависят качество жизни населения, степень внедрения новых методов и принципов управления, а также комплексность показателей, позволяющих объективно оценить степень гармонизации развития отдельных компонентов социально-экономической сферы МО. Кроме того, это возможность их изменения в соответствии со спецификой развития общества и государства (например, удельный вес лиц, сдавших ЕГЭ, от числа выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в ЕГЭ; доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами; ввод жилья по ипотеке; удовлетворенность населения медицинской помощью, качеством дошкольного образования, общего и дополнительного образования детей, деятельностью местной власти; количество общеобразовательных школ, подключенных к Интернету, и др.).
В соответствии с тем, что важнейшими задачами развития МО являются необходимость рационального применения ресурсов, направленность на устойчивое развитие, выбор ключевых направлений ввиду ограниченности ресурсов, комплекс предлагаемых индикаторов, следует дифференцировать на индикаторы качества и уровня жизни, конкурентоспособности и показатели эффективности использования муниципальных ресурсов.
Индикаторы качества и уровня жизни должны отражать уровень благосостояния граждан (здесь может использоваться рост реальных доходов населения, товарооборот розничной торговли и т. д.), доступность и качество образования (объем государственных расходов на образование, уровень компьютеризации школ, частных расходов на высшее образование), доступность медицинской помощи и улучшение здоровья (уровень младенческой смертности, число врачей на 10 тыс. чел. населения, объем государственных расходов на здравоохранение на душу населения), доступность жилья и улучшение жилищных условий (доля населения, имеющего ветхое жилье; доля жилья, приобретенного по ипотеке; ввод нового жилья), благополучие социальной среды (количество тяжких преступлений, самоубийств, разводов).
Индикаторы конкурентоспособности призваны характеризовать макроэкономическую стабильность (индекс потребительских цен), доступность кредитования, создание и внедрение инноваций (объем расходов на НИОКР), развитие инфраструктуры (ввод в эксплуатацию инфраструктурных объектов), благоприятность деловой среды (занятость на малых предприятиях, тарифы на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки для конечных потребителей), эффективность использования трудовых ресурсов (уровень безработицы).
Показатели эффективности использования муниципальных ресурсов включают долю собственных доходов в доходах муниципального бюджета, долговую нагрузку на бюджет, величину доходов от муниципальной нежилой недвижимости в доходах МО и т. д.
Перечень предложенных индикаторов представляет собой самый общий список, который не позволяет в полной мере учесть все обилие муниципальной статистики и специфику социально-экономического развития конкретного муниципалитета. Поэтому необходимо расширить список за счет набора дополнительных показателей, за основу которых, как отметил Н. И. Меркушкин, «будет браться эффективность расходования бюджетных средств, динамика изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровень социально-экономического развития муниципального образования, степень внедрения методов и принципов эффективного муниципального управления»2.
В Мордовии подобный подход реализуется посредством следующего механизма: Правительство РМ для более комплексной оценки эффективности деятельности органов МСУ утверждает перечень дополнительных показателей.
В перечень индикаторов качества и уровня жизни представляется необходимым внести показатели уровня бедности, темпа роста заработной платы, охвата населения средним специальным образованием, обеспеченности населения жильем, соответствующим санитарным нормам, а также индекс цен на важнейшие лекарства, прием пациентов на одного врача и т. д. Список индикаторов конкурентоспособности предлагается расширить за счет показателей темпа роста, участия частных инвесторов в развитии инфраструктуры, объема кредитования населения, производительности труда в промышленности, количества новых предприятий, существующих более года.
Таким образом, формирование модельного ряда индикаторов социально-экономического развития муниципалитетов сталкивается с проблемой недостаточности статистических данных по целым отраслям (в частности, наукоемким). Использование стандартного набора индикаторов для анализа развития МО регионов страны актуализирует проблему некорректности полученных результатов, на которые повлияют неучтенные при использовании общих для всех индикаторов региональные различия. Необходимо регулярно, с учетом развития общества дополнять перечень инновационных индикаторов. Задача формирования и обновления перечня индикаторов социально-экономического развития МО должна решаться не только специалистами отраслевых министерств, ведомств и муниципалитетов, но и научным сообществом регионов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. ¹ 607 // Рос. газ. 2008. 29 апр. С. 14.
2 Меркушкин Н.И. Послание Главы РМ // Изв. Мордовии. 2008. 28 нояб. С. 20 (VIII).
Поступила 19.01.09.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная